Интерактивные методы на стадии Осмысления применяются для получение новой информации, соотнесение
новой информации с известной ранее. Рассмотрим идеи их применения в библейских уроках.
1. Система маркировки текста «ИНСЕРТ»
На стадии осмысления предлагается система маркировки текста (чтение с пометками), чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
v
(галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;
-
(минус) – помечается то, что противоречит их представлению;
+
(плюс) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
?
(вопросительный знак) ставиться, если что-то неясно, возникло желание узнать
побольше.
v
|
-
|
+
|
?
|
Далее,
читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные
абзацы и предложения. После прочтения текста учащимся предлагается
систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками
в таблицу.
На
стадии рефлексии происходит последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Пример использования –
предложите ученикам прочитать
послание Иакова и проанализировать полученную информацию, используя
маркировку (v,-,+,?). Вместе с
учениками систематизируйте информацию и предоставьте им возможность заполнить
таблицу.
|
2. Таблица «Плюс - минус - интересно»
данный прием целесообразно использовать при работе с информативно насыщенными текстами, в которых содержится множество фактов и сложных терминов. При прочтении такого ученикам предлагается заполнить таблицу.
+
|
-
|
Интересно
|
В первой графе записываются положительные
стороны изучаемого явления, во второй – отрицательные, в третью графу
выписывается информация, которая заинтересовала читателя. После прочтения теста
и заполнения таблицы ученики обсуждают результаты своей работы.
Пример использования –
предложите ученикам прочитать
книгу Плач Пророка Иеремии и проанализировать тему «Страдания Израильского
народа» с помощью таблицы.
|
3. Перекрестная дискуссия
данный прием помогает избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов.Порядок проведения дискуссии: 1. Сформулируйте вопрос.
Да (за)
|
Нет (против)
|
1. аргументы
2.
3.
|
1. аргументы
2.
3.
|
2. Составьте таблицу для записи аргументов и
список аргументов (в каждой графе обязательно).
3. Обменяться аргументами в группе, классе (в
таблицу вписать наиболее интересные).
4. Записать свой вывод: Да, потому что….
Нет, потому что…
Пример использования –
проведите с подростками
перекрестную дискуссию на тему «Свидания: за и против».
|
4. Чтение с остановками
для использования данного приема важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для данной аудитории, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом.
Текст
заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка.
Учитель
заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у
учащихся различных мыслительных навыков. Прием целесообразно использовать на
стадии осмысления, дополняя его другими приемами на стадии вызова и рефлексии.
Возможные
реплики учителя (вопросы являются своеобразным вызовом и рефлексией для чтения
каждого абзаца):
Когда вы закончите читать, поднимите
глаза, чтобы я знала, что вы закончили.
Что вы чувствуете, прочитав первые
предложения абзаца или весь абзац? Что вы себе представляли? видели? слышали?
Какова проблема поднятая в этом тексте?
Почему вы так думаете?
И так о чем этот рассказ?
Как вы думаете, что будет дальше? Что
позволяет вам так думать?
Найдите предложения, то место в тексте,
где сюжет меняется.
Что плохого? хорошего? Почему вы так
думаете?
Как закончится этот рассказ? Что позволяет
вам сочинить именно такое окончание?
Если бы вы были героем, как бы вы себя
чувствовали? Что бы вы сделали?
Пример использования –
предложите ученикам
прочитать с остановками какой-либо
Библейский текст, ранее им неизвестный.
|
5. Стратегия «Зигзаг»
используется в тех случаях, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации.
1. Текст
изначально делится учителем на несколько частей.
2. Класс
делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп
по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы
рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в
этой первичной группе. Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на
три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.
3. Каждая
группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы
получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или
отметить разными цветами.
4. Индивидуальная
работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает
информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка
было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную
"выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному —
составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
5. Следующий
этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим
"коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде
окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок №
2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями,
выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
Дополнительным
заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут,
насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно
разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то
практическое задание.
6. После
этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления.
Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение,
кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким
образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
7. Завершается "Зигзаг" общей
работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по
данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала.
Остальные эксперты "дополняют" коллегу.
8.
На этапе рефлексии учащиеся решают, чья
презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг
вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать
совместный проект или презентация.
"Зигзаг-2" или облегченный вариант.
Этот
прием можно использовать для изучения текста меньшего объема.
1. В
этом случае текст изучается каждым учеником полностью.
2. Для
деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество
вопросов.
3. Получив
свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
4. Далее
также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация
наиболее объективна.
5. Работа
в рабочих группах проводится, как и в "Зигзаге-1", только
презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
6. Итоговая
работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант
ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в
сознании учащихся.
Таким
образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием
"Зигзаг" только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На
практике ученики быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует
элемент соревнования.
Пример использования –
при проведение
родительского собрания по теме
«Возрастные особенности» родителям предлагается изучение данной темы с
помощью данной стратегии.
|
6. «Ромашка вопросов»
этот прием используется
в том, случае, если в ходе занятия планируется логически взаимосвязанное
использование закрытых (тонких) и открытых (толстых) вопросов, связь которых
через рисунок – ромашку, где 1 и 2 вопросы – «тонкие», а 3, 4, 5, 6 –
«толстые»:
1. Простые
вопросы: «Сколько …?», «Из чего состоит …?», «Это …?» и т.д. Их назначение
– «зацепить» мышление обучающихся.
2. Уточняющие
вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Иными словами, ты сказал…?». Их
назначение – восполнить недостаток информации.
3. Практические
вопросы: «Как то, что мы узнали, может быть применено на практике?».
Назначение – установить связи освоенного материала с практической жизнью и
личным опытом обучающихся.
4. Оценочные
вопросы: «Каковы были ваши чувства на занятии?», «Что кажется вам
интересным/полезным?» и т.п. Назначение – задействовать эмоциональную сферу
обучающихся.
5. Творческие
вопросы: «Как бы вы изменили …?», «Что можно сделать, чтобы …?» и т.п.
Назначение – развитие прогностических умений, способности строить
предположения.
6. Интерпретационные
вопросы: «Как вы полагаете, почему …?» и т.п. Назначение – объяснение
изучаемых вопросов с различных позиций и точек зрения.
«Ромашка
вопросов» обеспечивает разноуровневое освоение учебного содержания.
Пример использования –
при проведении семинара
для детских служителей с помощью данной стратегии участникам предлагается
рассмотреть особенности подготовки учителя к урокам Воскресной школы.
|
Существует огромное количество интерактивных СТРАТЕГИЙ, используемых на стадии осмысления. Среди них можно вспомнить «Водоворот», «Открытое пространство», «Углы», «Двухрядный круглый стол», «Аквариум», «Мозаика» и многое другое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий