Как вы знаете, использование интерактивных методов в уроке предполагает построение урока по 3 стадиям (Вызов, Осмысление, Рефлексия).
Первая стадия - стадия ВЫЗОВА пробуждает интерес к теме, структурирует процесс изучения, актуализирует имеющиеся знания. О том, как можно использовать интерактивные методы для изучения Библии на этой стадии, читайте ниже.
2. Всячески приветствуются свободные ассоциации. Каждый должен спонтанно и без стеснения высказывать все — за исключением критических замечаний, — что ему приходит в голову в связи с поставленным вопросом и ответами других участников.
3. Необходимо за короткое время собрать как можно больше идей. Устанавливается жесткий лимит времени (5 минут). Для этого поток идей должен быть по возможности более интенсивный.
4. Следует стремиться, чтобы высказанные идеи подхватывались другими участниками. В этом случае иногда удается из двух хороших идей получить одну очень хорошую.
Первая стадия - стадия ВЫЗОВА пробуждает интерес к теме, структурирует процесс изучения, актуализирует имеющиеся знания. О том, как можно использовать интерактивные методы для изучения Библии на этой стадии, читайте ниже.
На первом этапе учащимся предлагается
подумать и записать все, что они знают по данной теме (можно записать и
вопросы).
На втором этапе
происходит обмен информацией, ведется их запись. При обсуждении идеи не
критикуются, но разногласия фиксируются.
Возможны
индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Необходимо
соблюдать четыре важнейших правила:
1.
В ходе «мозгового штурма» всем участникам запрещено высказывать критику, в
особенности негативную или деструктивную. Оценка идей происходит позднее, в
открытом обсуждении.2. Всячески приветствуются свободные ассоциации. Каждый должен спонтанно и без стеснения высказывать все — за исключением критических замечаний, — что ему приходит в голову в связи с поставленным вопросом и ответами других участников.
3. Необходимо за короткое время собрать как можно больше идей. Устанавливается жесткий лимит времени (5 минут). Для этого поток идей должен быть по возможности более интенсивный.
4. Следует стремиться, чтобы высказанные идеи подхватывались другими участниками. В этом случае иногда удается из двух хороших идей получить одну очень хорошую.
Для
проведения «мозгового штурма» требуется опытный руководитель. При этом сама его
фаза не так сложна, как фаза обработки полученного материала. Здесь очень много
времени тратится на сортировку идей, исключение повторов и т.п. В результате
участники могут устать и потерять интерес к дальнейшей работе.
Парная
мозговая атака очень помогает обучающимся, для которых
затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись
мнением с коллегой, такой слушатель обретает уверенность и легче выходит на
контакт со всей группой.
Пример использования –
предложите ученикам
подумать и записать идеи того, как изучать
Слово Божие. Затем все идеи
записываются и группируются.
|
2. Разбивка на кластеры (смысловые блоки)
это способ графической организации материала.
На
чистом листе (классной доске) посередине необходимо написать ключевое слово или
предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записывают слова,
предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме.
По
мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою
очередь у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые
логические связи.
Такую
работу надо продолжать пока идеи не иссякнут.
Это
гибкий и многофункциональный прием, который используется для суммирования ранее
полученных знаний по данной теме. Обучающиеся высказывают свои соображения по
теме занятия, их группируют, рисуя грозди идей вокруг названия темы. Ведущие
идеи постепенно обрастают идеями-спутниками. Когда обучающиеся разметят
кластер, преподаватель просит их указать, где оказалось мало информации. Если
они в чем-то не уверены, рядом с кружочком ставится большой вопросительный
знак. Далее при чтении текста или изучении новой темы слушатели должны обратить
особое внимание на следующие моменты: что оказалось верным, в чем они были не
правы, какие неясности прояснились, о чем они раньше не подумали.
Пример использования в
уроке – предложите ученикам
подумать и проанализировать ключевое слово «ПОСЛУШАНИЕ». Нарисуйте его в
центре доски/листа. Затем записывайте все слова и предложения по предложенной
теме. Предложите ученикам их сгруппировать. Проанализируйте полученную
информацию вместе.
|
3. Денотатный граф
способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Принципы
построения:
1.
Выделение ключевого слова или словосочетания.
2.
Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или
группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол
выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
3.
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак
(глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать, и
т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать,
осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться,
опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется
выход на определение значения понятия).
4.
Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
5.
Соотнесение каждого слова «веточки» с ключевым словом с целью исключения
каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
На
стадии вызова работают пункты 1-3. Дробление фиксируется на стадии рефлексии.
Пример использования – предложите ученикам рассмотреть и составить
подобный денотатный граф для Псалма 1.
|
4. Конструктивная таблица (З-Х-У)
один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.
Знаем
|
Хотим узнать
|
Узнали
|
До
знакомства с текстом или с новой темой учащиеся самостоятельно или в группе
заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу
знакомства с информацией или в процессе ее обсуждения, учащиеся заполняют графу
«Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы.
Пример использования –
предложите ученикам заполнить
колонки «Знаем» и «Хотим знать» на тему «Любовь».
|
5. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
это способ организации взаимоопроса учащихся по теме. На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
«Толстые» вопросы
|
«Тонкие» вопросы
|
Толстые вопросы предполагают
развернутые ответы
Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем
различие...? Предположите, что будет, если...?
|
Тонкие вопросы требуют односложные
ответы или ответы, требующие знания фактов.
Кто? Что? Когда? Может...? Будет...?
Могли...? Как звать...? Было ли? Согласны ли Вы?
|
Лучший
способ проверить степень усвоения нового материала – составить к нему вопросы. Данный прием обучает ученика на
практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными; отрабатывает
умение формулировать вопросы; воспитывает уважение к различным мнениям и
взглядам на одну и ту же проблему.
После
составления таблицы ученики работают в группах, задавая вопросы друг другу.
Пример использования – предложите ученикам составить «толстые» и
«тонкие» вопросы по теме «Воскресение Христа», а затем задать их друг другу.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий