Данный приём представляет собой одну из форм экспресс-мониторинга, который можно быстро провести и который даёт быстрый наглядный результат, не требуя при этом дополнительной обработки.
Цель приёма: получение обратной связи (от педагогов/родителей/детей).
Это упражнение было разработано для решения проблем перекладывания ответственности друг на друга участниками образовательного и воспитательного процесса ("Пусть учителя работают, они за это деньги получают" или "Это проблема родителей, пусть они и занимаются"), а также для повышения ответственности родителей за решение отдельных педагогических задач (подготовка к экзамену, воспитанность, дисциплина и т.п.).
Цель приёма: получение обратной связи (от педагогов/родителей/детей).
Это упражнение было разработано для решения проблем перекладывания ответственности друг на друга участниками образовательного и воспитательного процесса ("Пусть учителя работают, они за это деньги получают" или "Это проблема родителей, пусть они и занимаются"), а также для повышения ответственности родителей за решение отдельных педагогических задач (подготовка к экзамену, воспитанность, дисциплина и т.п.).
Для проведения упражнения требуются листы бумаги с нарисованными кругами. Если предполагается индивидуальное проведение упражнения, используются листы формата А4. Если упражнение проводится в малых группах, можно использовать листы формата А3.
Родителям предлагается такая инструкция: «Давайте подумаем, от чего зависит успешность подготовки к экзамену / воспитанность / дисциплина ребенка … (предлагается обсуждаемая на данный момент проблема).
Представим, что данный круг – это 100% готовности выпускника к экзамену (идеальная дисциплина, выполнение домашних заданий, посещаемость учебных занятий, участие во внеклассных мероприятиях, поведение детей на уроке и т.п.).
Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность.
Возможно два варианта проведения данного упражнения: индивидуальный и групповой.
В индивидуальном варианте каждый участник самостоятельно составляет диаграмму.
В групповом варианте участники, в зависимости от количества группы, либо составляют диаграмму совместно, либо педагог делит их на мини-группы (по 5 - 7 человек).
Когда все участники составили диаграммы, они представляют группе результаты своей работы
Вторым этапом проведения упражнения является обсуждение составленных диаграмм.
Это позволяет более четко определить границы профессиональных возможностей педагога.
При индивидуальном проведении данного упражнения с родителями возможно составление обобщающей диаграммы и ее последующее обсуждение.
Использование этого приёма позволяет педагогу предложить родителям (педагогам / подросткам) задуматься об их вкладе в существующую проблему.[1]
Автор рассматривает данный приём в контексте работы психолога с родителями на родительском собрании, представляет его широкой аудитории педагогов (лекция на Педагогическом марафоне 2014 года); следовательно можно с определённой долей уверенности говорить о том, что педагог (социальный педагог, классный руководитель/воспитатель и прочие педагоги) могут использовать в своей работе интерактивный приём "Круг ответственности".
Пример: Вы планируете поговорить с родителями об успеваемости. Задание родителям (если форма проведения приёма групповая) или родителю (если форма работы индивидуальная): «Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от кого/чего зависит эта успешность»
Интерпретация полученных результатов:
В варианте № 1 могут быть указаны: папа, мама, учитель, бабушка, дедушка, ребенок, друг, классный руководитель; желание ребенка учиться, интерес родителя к учебе ребенка, умение учителя интересно объяснять учебный материал, интересная тема предмета; хорошее отношение к учителю со стороны родителей и/или ребенка, и т.п.
Многодольное распределение ответственности может сказать о том, что родитель понимает, что учебная успеваемость ребенка зависит от многих факторов, к воспитанию ребенка подходит адекватно, может на ситуацию посмотреть со всех сторон.
Здесь у педагога есть уверенность, что у родителя с ответственностью всё в порядке, что даёт повод вместе с родителями искать причины неуспеваемости ребенка.
В вариантах №№2а,б могут быть указаны: родители и учитель, ребенок и родители, учитель и ребенок, ребёнок и его желание учиться, и т.п.
В представленных диаграммах, по сути, неважно какое процентное соотношение долей, так как двудольное распределение говорит о незашоренности мышления родителей, о том, что они не ищут виноватых в проблеме, пытаются её понять, но не могут, готовы прислушиваться к разумным доводам.
В этом случае у педагога есть повод для беседы с родителями на темы об ответственности и о различных факторах, от которых может зависеть положительная мотивация ребенка к обучению и соответственно успешная учеба (жизнь слишком разнообразна, чтобы делить её на две части).
Вариант №3. Здесь вся ответственность возлагается на одного человека либо фактор.
Однодольное распределение ответственности может позволить педагогу предположить, что подход родителей к воспитанию ребенка является неадекватным.
Как и в вариантах под №№2а,б, здесь педагогу следует предложить родителю побеседовать о различных факторах, от которых может зависеть положительная мотивация ребенка к обучению, об иных вариантах разделения ответственности между участниками образовательного процесса. Вместе с тем, вариант однодольной диаграммы даёт педагогу повод подключать других специалистов и не просто для беседы, а для углубленной работы с родителями.
После этапа обсуждения, необходимо разработать план конкретных совместных действий (допустим, кто и когда будет посещать конкретный урок / ежедневная помощь ребёнку в подготовке домашнего задания и его проверка / дополнительные задания на выходные дни для ребёнка / посещение, допустим, экспериментального музея, галереи, театра и т.п.), оговорить сроки их выполнения (ежедневно, каждые выходные, через день и т.п.), назначить дату следующей встречи для промежуточной оценки результатов (правильным ли путём идем), при необходимости откорректировать и продолжить работу над существующей проблемой дальше.
Источник: Чибисова М.Ю. Интерактивные приёмы на родительском собрании.
Родителям предлагается такая инструкция: «Давайте подумаем, от чего зависит успешность подготовки к экзамену / воспитанность / дисциплина ребенка … (предлагается обсуждаемая на данный момент проблема).
Представим, что данный круг – это 100% готовности выпускника к экзамену (идеальная дисциплина, выполнение домашних заданий, посещаемость учебных занятий, участие во внеклассных мероприятиях, поведение детей на уроке и т.п.).
Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность.
Возможно два варианта проведения данного упражнения: индивидуальный и групповой.
В индивидуальном варианте каждый участник самостоятельно составляет диаграмму.
В групповом варианте участники, в зависимости от количества группы, либо составляют диаграмму совместно, либо педагог делит их на мини-группы (по 5 - 7 человек).
Когда все участники составили диаграммы, они представляют группе результаты своей работы
Вторым этапом проведения упражнения является обсуждение составленных диаграмм.
Это позволяет более четко определить границы профессиональных возможностей педагога.
При индивидуальном проведении данного упражнения с родителями возможно составление обобщающей диаграммы и ее последующее обсуждение.
Использование этого приёма позволяет педагогу предложить родителям (педагогам / подросткам) задуматься об их вкладе в существующую проблему.[1]
Автор рассматривает данный приём в контексте работы психолога с родителями на родительском собрании, представляет его широкой аудитории педагогов (лекция на Педагогическом марафоне 2014 года); следовательно можно с определённой долей уверенности говорить о том, что педагог (социальный педагог, классный руководитель/воспитатель и прочие педагоги) могут использовать в своей работе интерактивный приём "Круг ответственности".
Пример: Вы планируете поговорить с родителями об успеваемости. Задание родителям (если форма проведения приёма групповая) или родителю (если форма работы индивидуальная): «Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от кого/чего зависит эта успешность»
Интерпретация полученных результатов:
В варианте № 1 могут быть указаны: папа, мама, учитель, бабушка, дедушка, ребенок, друг, классный руководитель; желание ребенка учиться, интерес родителя к учебе ребенка, умение учителя интересно объяснять учебный материал, интересная тема предмета; хорошее отношение к учителю со стороны родителей и/или ребенка, и т.п.
Многодольное распределение ответственности может сказать о том, что родитель понимает, что учебная успеваемость ребенка зависит от многих факторов, к воспитанию ребенка подходит адекватно, может на ситуацию посмотреть со всех сторон.
Здесь у педагога есть уверенность, что у родителя с ответственностью всё в порядке, что даёт повод вместе с родителями искать причины неуспеваемости ребенка.
В вариантах №№2а,б могут быть указаны: родители и учитель, ребенок и родители, учитель и ребенок, ребёнок и его желание учиться, и т.п.
В представленных диаграммах, по сути, неважно какое процентное соотношение долей, так как двудольное распределение говорит о незашоренности мышления родителей, о том, что они не ищут виноватых в проблеме, пытаются её понять, но не могут, готовы прислушиваться к разумным доводам.
В этом случае у педагога есть повод для беседы с родителями на темы об ответственности и о различных факторах, от которых может зависеть положительная мотивация ребенка к обучению и соответственно успешная учеба (жизнь слишком разнообразна, чтобы делить её на две части).
Вариант №3. Здесь вся ответственность возлагается на одного человека либо фактор.
Однодольное распределение ответственности может позволить педагогу предположить, что подход родителей к воспитанию ребенка является неадекватным.
Как и в вариантах под №№2а,б, здесь педагогу следует предложить родителю побеседовать о различных факторах, от которых может зависеть положительная мотивация ребенка к обучению, об иных вариантах разделения ответственности между участниками образовательного процесса. Вместе с тем, вариант однодольной диаграммы даёт педагогу повод подключать других специалистов и не просто для беседы, а для углубленной работы с родителями.
После этапа обсуждения, необходимо разработать план конкретных совместных действий (допустим, кто и когда будет посещать конкретный урок / ежедневная помощь ребёнку в подготовке домашнего задания и его проверка / дополнительные задания на выходные дни для ребёнка / посещение, допустим, экспериментального музея, галереи, театра и т.п.), оговорить сроки их выполнения (ежедневно, каждые выходные, через день и т.п.), назначить дату следующей встречи для промежуточной оценки результатов (правильным ли путём идем), при необходимости откорректировать и продолжить работу над существующей проблемой дальше.
Источник: Чибисова М.Ю. Интерактивные приёмы на родительском собрании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий