Я думаю, что нужно очень постараться, чтобы иметь сегодня какое-то отношение к образованию и ничего не слышать Кене Робинсоне. Этот британский искусствовед и педагог очень много сделал для того, чтобы показать, как современная школа может развивать творчество ребенка. Английская королева даже наградила Кена рыцарским званием, после чего педагогическая общественность стала называть его "сэром Кеном Робинсоном". Но, пожалуй, всемирную известность Кену принес ролик на Youtube об изменении образовательной парадигмы - выложенный во все возможные блоги и показанный на всех возможных конференциях.
Ролик этот оставил два вопроса - "Как теперь дальше жить?" (это вопрос философский, спешить отвечать на него не надо). И "а как это сделано?" - потому что понятно, что сделано это не в надоевшем всем Powerpoint и даже не в новомодном Prezi, а в чем-то другом. В ролике мы видим, что речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске. Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Эта новейшая техника презентации называется "скрайбинг", (от английского Scribe - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний - RSA. С одной стороны - это эффектно. С другой стороны - это, действительно, шаг вперед по сравнению с Powerpoint, поскольку презентация перестает быть хомутом для выступающего, из которого ему не выбраться (поскольку "все уже написано до нас"), а становится самостоятельным произведением искусства.
Но это еще не все. Ведь вопрос не в том, КАК нарисовать. Вопрос в том, ЧТО нарисовать. Как выбрать в истории, которую мы рассказываем, главное? Как показать абстрактные понятия, которые мы собираемся использовать? Как показать связи между ними? Иными словами, как научиться концептуализировать информацию, с которой мы имеем дело?
Одним из первых людей, которые догадались, что скрайбинг является настоящим Клон-дайком для продуктивных идей для концептуализации информации, с которой имеют дело учителя и ученики в школе,стал американский преподаватель Пол Богуш. Пол догадался, что скрайбинг дает прекрасную возможность уйти от набившего оскомину девиза "читай параграф из учебника - отвечай на поставленный вопрос". В этом учебном году он разработал и описал целую методику использования скрайбинга в учебном процессе. Методика апробировалась на материале предмета "История США".
Сначала Богуш показал своим детям несколько анимаций RSA и убедился, что такой метод для них гораздо понятнее и интереснее, чем чтение параграфов из учебника. Потом он предложил им пройти последовательность из следующих шагов:
Что для этого понадобилось? Фломастеры. Три камкодера, три треноги. Бумага, доска, тряпка, жидкость для очистки доски.
После съемки фильм нужно было озвучить, смонтировать и выложить в Youtube.
Вот как выглядела "студия монтажа".
1 - компьютер, на который записывались истории
2 - компьютер, на котором ведется обработка аудио
3 - монитор
4 - колонки
5 - микрофон
6 - экран, на который проецировался видеоряд.
Ролик этот оставил два вопроса - "Как теперь дальше жить?" (это вопрос философский, спешить отвечать на него не надо). И "а как это сделано?" - потому что понятно, что сделано это не в надоевшем всем Powerpoint и даже не в новомодном Prezi, а в чем-то другом. В ролике мы видим, что речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске. Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Эта новейшая техника презентации называется "скрайбинг", (от английского Scribe - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний - RSA. С одной стороны - это эффектно. С другой стороны - это, действительно, шаг вперед по сравнению с Powerpoint, поскольку презентация перестает быть хомутом для выступающего, из которого ему не выбраться (поскольку "все уже написано до нас"), а становится самостоятельным произведением искусства.
Но это еще не все. Ведь вопрос не в том, КАК нарисовать. Вопрос в том, ЧТО нарисовать. Как выбрать в истории, которую мы рассказываем, главное? Как показать абстрактные понятия, которые мы собираемся использовать? Как показать связи между ними? Иными словами, как научиться концептуализировать информацию, с которой мы имеем дело?
Одним из первых людей, которые догадались, что скрайбинг является настоящим Клон-дайком для продуктивных идей для концептуализации информации, с которой имеют дело учителя и ученики в школе,стал американский преподаватель Пол Богуш. Пол догадался, что скрайбинг дает прекрасную возможность уйти от набившего оскомину девиза "читай параграф из учебника - отвечай на поставленный вопрос". В этом учебном году он разработал и описал целую методику использования скрайбинга в учебном процессе. Методика апробировалась на материале предмета "История США".
Сначала Богуш показал своим детям несколько анимаций RSA и убедился, что такой метод для них гораздо понятнее и интереснее, чем чтение параграфов из учебника. Потом он предложил им пройти последовательность из следующих шагов:
- Изучаемый материал нужно разбить на десять фрагментов.
- Затем материал нужно было представить в виде "лестницы" из десяти ступенек. Если попытаться проскочить какую-нибудь из ступенек, слушатель упадет с лестницы не понимания, запутавшись в изложении.
- К каждой ступеньке нужно предложить, как минимум, один рисунок, графически представляющий эту ступеньку. Здесь Богуш сделал гениальное уточнение к методу скрайбинга: "чтобы владеть скрайбингом в совершенстве, не надо быть профессиональным художником. Достаточно быть в состоянии рисовать палки, еще палки и огуречики". Получилось нечто примерно следующее:
- По технологии скрайбинга художник иллюстрирует историю "в реальном времени", рисуя изображения фломастером на доске, добавляя нужное и стирая тряпкой ненужное. Весь процесс записывается на зафиксированную видеокамеру и затем выкладывается в Youtube. Однако, чтобы получилось хорошо, Богушу и его классу понадобилась репетиция. Вот как это выглядело:
- Еще один важный этап - написание сценария. Даже если ученик знает свою историю наизусть, сценарий необходим. Он позволяет правильно спланировать время, необходимое для съемки.
- И вот настал момент, когда художники, рассказчики и операторы приступили к записи фильма. На все про все ушло 35 минут. На вопрос "А как вы их научили пользоваться видеокамерой?" учитель честно ответил - "Понятия не имею. Они как-то сами разобрались".
Что для этого понадобилось? Фломастеры. Три камкодера, три треноги. Бумага, доска, тряпка, жидкость для очистки доски.
Вот как выглядела "студия монтажа".
2 - компьютер, на котором ведется обработка аудио
3 - монитор
4 - колонки
5 - микрофон
6 - экран, на который проецировался видеоряд.
В результате в классе было снято 17 (!) фильмов , каждый из которых отражал авторское видение изученного материала.
Налицо, как минимум, две вещи. Очень профессиональное владение учителем и его детьми современными технологиями. И очень хорошее понимание того, как на самом деле, происходит усвоение учебного материала. Но есть и еще одно. Когда я все это смотрел, меня не отпускало ощущение, что новое - это хорошо забытое старое А вам так не кажется?
Налицо, как минимум, две вещи. Очень профессиональное владение учителем и его детьми современными технологиями. И очень хорошее понимание того, как на самом деле, происходит усвоение учебного материала. Но есть и еще одно. Когда я все это смотрел, меня не отпускало ощущение, что новое - это хорошо забытое старое А вам так не кажется?
Комментариев нет:
Отправить комментарий