Мастер-класс

Этот блог возник как платформа для проведения Мастер-класса по детскому служению, проводимый на молодежной христианской конференции РЦ ХВЕ Северо-Западного федерального округа 12 февраля 2011 года в г.Пскове. В настоящее время здесь собираются посты, помогающие детскому служителю интерактивно проводить занятия, семинары, конференции.

среда, 4 сентября 2019 г.

Интерактивные методы для стадии РЕФЛЕКСИИ на Библейских уроках

Интерактивные методы для стадии Рефлексии применяются для целостного осмысления и обобщения полученной информации, анализа всего процесса изучения материала, выработки собственного отношения к изученному материалу и его повторной проблематизации. Рассмотрим их. 



  • Возвращение к материалам Мозговой атаки - на этом этапе происходит обмен информацией, ведется их запись. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.
  • Возвращение к Разбивке на кластеры (смысловые блоки) - на этапе рефлексии в кластер вносятся необходимые изменения или дополнения по итогам работы на стадии осмысления.
  • Возвращение к Денотатному графу - на этой стадии происходит дробление и соответствие.
  • Возвращение к Конструктивной таблице (З-Х-У) - по ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы.
  • Возвращение к Таблице «толстых» и «тонких» вопросов - в конце занятия/после изучения текста обучающиеся в течение 3-5 минут формулируют и записывают на листке вопросы по теме/тексту. Преподаватель собирает листки и обрабатывает вопросы: часть из них использует для организации самостоятельной работы, взаимопроверки и т.п.; на некоторые дает ответы сам на следующих занятиях.

1. Синквейн

создание синквейна - стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам:

  • в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
  • во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);
  • в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;
  • в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
  • в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

Пример использования – составьте синквейн на тему «Молитва».

2.Эссе

после чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого необходимо в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.
Учитель может задать основные направления мысли:
-Что нового узнали?
-Задайте вопрос, на который не так и не получили ответа.

Пример использования – напишите эссе на тему «Божья святость».

3. «Шесть шляп мышления»

используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения. Белая – перечень фактов. Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление). Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему. Ученики, выбравшие зеленую шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.
Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

Пример использования – предложите данный метод для анализа изучаемой темы «Страх Божий».

4. Стулья Диснея

данный метод включает в себя три взгляда на проблему, которые являются одновременно и тремя этапами ее решения.
Первый взгляд – взгляд Мечтателя, генерирующего различные, нередко совершенно фантастические идеи. Мечтатель не имеет никаких ограничений и преград, для него все возможно, его воображение способно отрываться от реальности. Мечтателю позволено все, он может жонглировать идеями, переворачивать проблему с ног на голову, вообще не относиться к ней серьезно.
Второй взгляд – взгляд Реалиста. Реалист — человек дела. Он точно знает, что нужно сделать и всегда может выбрать из многообразия предложений те, которые возможно реализовать в условиях данной реальности. Оценивая идеи мечтателя, он старается каждую из них «примерить» к решению проблемы.
Третий взгляд – взгляд Критика. Задача Критика — предупредить возможные трудности и ошибки, связанные с воплощением в жизнь идей мечтателя. Он должен предусмотреть все «подводные камни» на пути реализации решений, увидеть все опасности, почувствовать все угрозы.
Эта методика сейчас используется и в группе, но изначально она предназначалась для одного человека. Для облегчения перехода от одной позиции к другой предлагается использовать 3 стула, стоящие в разных углах комнаты (или в разных комнатах). Прежде чем начинать работать над проблемой необходимо «привязать» каждый из этих стульев к определенной позиции. Посидев на каждом из них и представив себя в роли Мечтателя, Реалиста и Критика, ученики определяются с занимаемой позицией.
В другом варианте перед учениками стоят 3 стула, каждый из которых символизирует одну из трех позиций. Рассматривая какую-либо проблему, ученик может выйти вперед, занять выбранный стул и высказать свое мнение по данной проблеме. Аудитория слушает и размышляет.

Пример использования – проанализируйте тему «Конфликты», использую данную стратегию.

5. «Итоговая карта»

используется для того, чтобы активировать имеющиеся у участников предварительные знания, аккумулировать идеи и выявить творческий потенциал, пригодный для решения проблем.
Слушатели в письменной форме отвечают на три вопроса:
1) самая важная мысль занятия; 
2) один вопрос к изученному материалу; 
3) общий комментарий к занятию.

6. «Самое слабое место»

этот метод позволяет с минимальными затратами времени и энергии получить информацию о степени освоения материала занятия.
Метод заключается в том, что учитель просит обучающихся в течение 2-х минут написать ответ на вопрос: «Какое место в …. было самым «слабым»?» Объектом вопроса может быть лекция, дискуссия, групповая работа, информационный блок и т.д. Данный метод позволяет учителю выявить те вопросы, которые требуют дополнительного разъяснения; слушателям – прояснить для себя, на что следует обратить внимание в их дальнейшей работе.

Пример использования – подведите итог по изучаемому разделу в течение учебного года/цикла.

7. Обобщение в одном предложении

позволяет не только максимально кратко обобщить значительный объем информации, но и определить учителю в какой степени слушатели усвоили ключевые моменты темы.
Слушателям предлагается ответить на вопросы «Кто делает?», «Что делает?», «Кому?», «Когда?», «Где?», «Как?» и «Почему?» (сокращенно КДЧККГКП) по данной теме, а затем соединить все ответы в одно информативное, грамматически стройное, обобщающее предложение.
Работа может выполняться письменно и проверяться преподавателем, может озвучиваться каждым участником в рамках микрогруппы или отдельными слушателями для всех участников занятия.

Пример использования – обобщите материал  «Интерактивные методы на стадии РЕФЛЕКСИИ» в одном предложении и запишите в отзыве ниже 

Комментариев нет:

Отправить комментарий